Слит органично образ твой...
И Божий промысел нетленно
Сияет над твоей судьбой.
Впервые я увидела Елену Токарчук в центральной городской библиотеке им. И.А. Гончарова на творческом вечере Елены Нюкало. Она читала ей поздравление, и голос её нежнейшими нотами вливался в моё сердце... Глаза сияли. Улыбка озаряла лицо, обрамлённое золотыми локонами волос. А сама она была подобна ангелу, спустившемуся с небес. И сразу в душе вспыхнуло желание познакомиться с ней, услышать её стихи.
Прошло немало дней, а мысли о поэте в инвалидной коляске никак не отступали. И вскоре они оформились в стихотворение, посвященное Елене.
В шальной круговерти мира
Песчинкой и ты, поэт...
Владея Святою лирой.
Служить ей даёшь обет.
Тебя вдохновенье возносит
Над мелочной суетой,
Ты боль Вселенскую носишь.
Израненный маятой
Всей жизни, такой неуютной
От непосильных бед...
Но в сердце твоём поминутно –
Надежды небесный свет.
Мне хотелось вручить это посвящение адресату. И случай представился: я оказалась в домашнем литературно-музыкальном салоне "У Лены", среди её друзей-поэтов. Это было пространство Любви, Добра и Света. Царствовала в нём Лилит Николаевна Козлова, профессор, доктор биологических наук, цветаевед, руководитель Ульяновской организации Российского союза профессиональных литераторов. Звучали песни под гитару, поэты читали свои стихи. И я была безмерно рада тому, что оказалась на высокой орбите горячих творческих сердец.
Дома я не сразу пришла в себя: душа моя, наполненная чувством радости, ликовала. Передо мной сияли глаза Леночки, и весь её облик, трогательно-нежный, светился особой радостью. И опять я записала родившиеся строки:
И, радостью светясь земной,
Не омрачается печалью,
А спорит с выпавшей судьбой.
Ты, жизнь улыбкой озаряя,
Свой новый день твори, верши!
А коль слезинка наплывает
От радости... Пусть застывает
Хрустальной звёздочкой души.
Теперь я с нетерпеньем ждала субботы, чтобы снова оказаться в атмосфере душевного тепла и радушия, с которым нас встречали в этом доме. Полетели один за другим праздники, среди которых особенно интересно проходил новогодний костюмированный бал, где каждый представлял свой косном. Самые интересные образы придумывала Елена. Когда я явилась в светлом парике и золотистого цвета накидке, Леночка назвала меня Душой Света из "Синей птицы" М. Метерлинка. Она проявляла неуёмную фантазию, придумывая необычные образы для своей мамы, Любови Константиновны, и милой бабушки, Зои Яковлевны. На таких вечерах радость и веселье переливались через край. К очередной годовщине салона "У Лены" ко мне пришли новые строки:
В гостеприимный этот дом,
Где нас всегда улыбкой встретят
И словом ласковым приветят...
Где царствует всегда Любовь
В прямом и переносном смысле,
И мы идём на её зов
Чтоб напитаться светлой мыслью...
Где по субботним вечерам
Сама слетает Муза к нам,
Венчая на высокий Трон
Тех, кто в поэзию влюблён
И честно служит сердцем ей
В духовном обществе друзей,
Где греют душу звуки струн
И песнопенья звонких рун...
Где озаряет непременно
Нас, словно солнышко, Елена.
Открытием новых высот в поэзии Елены Токарчук стала для меня её книга "Мистерия солнца", покорившая разнообразием тематики, совершенством формы и содержания, художественной тканью стиха и солнечным светом, льющимся из её строф. Я пила её строки, как целебный напиток, и не могла насытиться.
Мне посчастливилось писать предисловия к двум книгам её стихов "Трава Рождения" (2006) и "Я иду к тебе с улыбкой" (2009).
В "Траве Рождения" она с какой-то непостижимой высоты обозревает всевидящим оком цивилизации разных эпох и народов. Из непривычных для слуха имён она создаёт причудливую мозаику поэтических картин, перенося читателя то на "небеса Инанны", где потомок шумерского пастуха Этаны должен отыскать Траву Рождения, дарующую Бессмертие, то предлагая испить целительного "мёда любви".
А когда погружаешься в содержание циклов "Обращение к Высоким", "Уходящие – остающимся", то будто слышишь голоса со всей Вселенной, сливающиеся в гимн Человеку. Она, как трудолюбивая пчёлка, порхала над земной юдолью, собирая нектар, чтоб выдать "мёд поэзии" из солнечных сотов своей души. И это несмотря на её недуг.
Что нам порой казалось неспроста:
Она полна святого ликованья,
Достойного поющего холста.
Из глаз её небесный свет струился,
Он власть над нею давнюю обрёл
И нимбом над челом её светился,
Как дивного величья ореол.
Да, её жизнь до последнего вздоха была творческим подвигом художника кисти и слова. Ведь все её книги стихов иллюстрированы автором. Поистине удивительная работоспособность!
В её сердце вмещалась вся Вселенная, но с особой любовью она воспела Святорусье в книге стихов с одноимённым названием. Прочитав этот сборник, я не могла не откликнуться на него своими строками:
Строкой, в которой древность дышит,
Тропинку в глубь нам прилагаешь Веков...
Их поступь ясно слышим
Мы в звонких светлых озареньях,
Одной Любви святой послушных,
И в самых чистых откровеньях
Души с их прелестью воздушной.
Ты нас зовёшь легко и просто
Шагнуть за грань славянской эры,
Искусно перекинув мостик
К своей в Россию вечной вере.
И Святорусье, как сказанье,
Всё льётся вязью дивной речи...
Оно похоже на посланье
В непостижимую нам Вечность.
В книге стихов-посвящений "Я иду к тебе с улыбкой" с образами дорогих и близких, знакомых и друзей слились и её литературные образы, отличающиеся силой духа, щедростью души, величием мудрости.
Не у героев ли своих книг брала силы наша девочка, чтобы неустанно творить, высекая из своих страданий искры поэзии?! Поэтому она и могла сказать о таких, какой была сама:
Мы и пишем, и цветём.
Да, её душа именно расцветала от любви ко всем, близким ей по духу людям. В своих посвящениях им она высвечивала самые лучшие качества человека, поднимая его над обыденностью жизни. По сути, она создавала портреты своих современников разных поколений. А мы, её друзья, отдавали ей дань любовью своих сердец, чтобы поддержать её силы. И она продолжала творить... И таяла на глазах...
Только мысль её рвётся к высотам.
Возгораясь огнём сладких мук,
Мёд Поэзии льётся по сотам
Этой солнечной светлой души
Через терний колючие рифы,
Будто свыше диктуют: "Пиши!"
И рождаются звонкие рифмы.
Наполняется силой строка
И звенит в сердце, не умолкая...
А цена её вновь высока:
В Подвиг Духа она вырастает.
Как-то раз я сидела возле её постели. Она вспомнила легенду из индийского эпоса о Драупади. Сорванная недругами с этой женщины одежда удлиняется повелением свыше, чтобы спасти её от позора. И Лена стала сочинять стихи о ней, а я – записывать. Она так тщательно подбирала слова, меняя местами строфы, что я была восхищена работой её мысли. Удерживая всё стихотворение в памяти, она нанизывала мысли на стержень логики, украшая стихи палитрой художественных средств. И меня особенно поразило то, что она, шагнув в неведомую древность, извлекла из неё перл поэзии и в последней строфе высказала желанную мысль:
А печаль гнетёт и старит,
Но небесные владыки
Удлиняют наше сари.
В этих строчках звучала её жажда жизни, и я, дописывая их, еле сдерживала слёзы.
Ещё одно стихотворение, переложенное на музыку поэтом-бардом Евгением Грандом, вызывает восхищение оптимистической нотой. Я взяла из него строки для эпиграфа к очередному стихотворению.
Я не умещаюсь на Земле.
Рвался Дух твой в звёздную высь...
Потому твои звонкие песни
Выше радуг земных неслись.
И душа искрилась от звуков,
Украшая твой каждый миг.
Ты собою являла науку –
Ткала жизни прекрасный лик.
И живём мы теперь в озарении:
Светят строки в твоих стихах.
В новом ты для нас воплощении –
Светишь звёздочкой в небесах.
...Неизбежное случилось. Само небо плакало вместе с нами, когда мы провожали любимую Леночку в последний путь.
Только лира твоя не молчит,
Собирая нас, единоверцев,
Под высокой Поэзии щит.
Ты ушла... Но любви твоей волны
Омывают сердец берега…
До краёв мы их ею наполним,
Сознавая, как ты дорога.
Ты ушла... А рассветы пылают,
И звенит новых песен клавир.
В них твой солнечный образ сияет,
Отзываясь в созвучиях лир.
Поэт зажигает факел и уходит, а огонь продолжает гореть. Он горит в каждой строке её стихов, озаряя нам её нетленный образ.
А переходят в мир иной...
Они с "высот небесных рая"*
Всегда с обителью земной
Вступают в связь то дивной песней,
То молнией златой строки,
И даже самых дальних весей
Перешагнут материки.
Они к высотам нас незримым
Зовут, где их струится след,
И дарят нам неповторимый,
Неугасимый сердца свет.
* М.Ю. Лермонтов "Демон"
Уносит лишь бренное тело,
В миру оставляя и радость, и боль
Души, что для Вечности пела.
И строфы, отлитые из серебра,
Одетые в звонкие латы
Из Света, Любви и святого Добра,
Разносятся мыслью крылатой.
И, самое главное: салон "У Лены" продолжает жить. Мы собираемся по-прежнему каждый месяц по субботам, читаем стихи по кругу, слушаем песни бардов. Эти тематические встречи, связанные с памятью Лены, выходом новых книг, юбилеями гостей и литературного салона, проводит её мама, Любовь Константиновна.
При отделе-библиотеке №4 МБУК ЦБС в 2012 году открыта литературная гостиная имени Елены Токарчук, где представлены книги её стихов, репродукции её картин и сборники-подарки собратьев по перу. Каждый месяц здесь проводятся их персональные творческие встречи с читателями.
Любовь Константиновна продолжает работу с творческим материалом Елены, ежемесячно готовит презентации, выступает перед читателями библиотеки, освещая историю жизни и творчества дочери.
Мы, почитатели творчества Елены Токарчук, являемся постоянными слушателями этих интересных встреч. Наши поэты-барды Б. Блохин, О. Киселёв, А. Тимаков, С. Кочетков, Е. Гранд, Р. Кафидова исполняют песни на стихи Лены, а мы читаем её поэтические строки. И невольно приходят рифмы:
Самой светлою нотой земной...
В ней молитвенное всепрощенье,
В ней любви исцеляющий зной.
В ней пленительный образ твой нежный
С нами рядом, а не вдалеке...
Потому ты для нас, как и прежде,
Переливами граней в строке.
Ты останешься вечно на взлёте:
Восхожденье твоё – без границ.
Мы в житейских своих переплётах
Пред тобой склоним головы ниц.
Судьба Елены Токарчук, талантливого поэта, оригинального своей неповторимостью, свидетельствует о всепобеждающей силе творческого начала в человеке, сумевшем физические страдания переплавить в драгоценные слитки Поэзии.
Струящей свой, особый свет...
Он во Всемирном океане
Поэзии оставил след
Высоких чувств и мыслей звучных,
Так мудро обнимавших мир,
Что ты страницею певучей Вошла в Созвездье славных лир.
Поют не только твои строки,
Поют и линии картин...
В неустановленные сроки
Тебе готовит Вечность гимн.
Добавить комментарий