пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
|
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
|
|
|
Стругацкий А.Н. Стажеры : фантастические повести / Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. – Москва : Детская литература, 1991. – 544 с. : ил. – (Библиотека приключений и научной фантастики).
Этот сборник из серии "Библиотека приключений и научной фантастики" включает в себя четыре ранних повести Стругацких: "Путь на Амальтею", "Стажеры", "Малыш" и "Парень из преисподней". Это произведения, относящиеся к циклу произведений так называемого Мира Полудня, вымышленному миру, который Стругацкие описывают как мир высокотехнологичного и при этом высоконравственного будущего, причем коммунистического. Герои этих повестей – сильные духом, щедрые, высокоморальные люди, увлеченные своим делом. Для них работа по исследованию космоса и его загадок – на первом месте, личная реализация – это прежде всего реализация в работе. При этом они коллективисты, способные прийти на помощь другу и коллеге, готовые даже пожертвовать жизнью, чтобы спасти товарища, а также готовые рискнуть жизнью во имя науки. Это утопический мир, но он небесконфликтен, но в традициях соцреализма это конфликт двух типов: спор хорошего с лучшим и спор коммунистического и буржуазного мировоззрения. У Стругацких коммунизм побеждает экономически и технологически, но авторы не объясняют, за счет чего так произошло.
"Малыш" – повесть о контакте с негуманоидным размом, причем в качестве посредника выступает Малыш, человеческий ребенок, воспитанный негуманоидами и наделенный сверхчеловеческими свойствами. Важнейший аспект повести – последовательность и этика контакта с Другим, неизвестным, когда на первый план выходит принцип "не навреди".
"Парень из преисподней" – вещь переходного типа, это уже не столько космическая, сколько социальная и даже социально-психологическая фантастика, в ней уже звучат "прогрессорские" мотивы, которые в полную силу позднее развернутся в повести "Трудно быть богом". Высокоразвитые земляне посылают эмиссаров (разведчиков под прикрытием) на планету, где идет война, наблюдают, ищут возможности для прекращение кровопролития. Главная мысль повести, пожалуй, в том, что гуманная безопасная среда, в которой нет насилия, может абсорбировать, переработать, морально переделать даже человека, чья изначальная миссия – убивать. Таков главный герой, Боевой Кот по имени Гаг, для которого война, а также подчинение некой идеализированной автократической личности (герцогу), а также старшему по званию – естественное состояние. Раненого Гага перемещают на Землю. Его наставник Корней апеллирует к его разуму и свободной воле. У повести открытый финал, не совсем понятно, удалось ли перевоспитать Гага, но есть надежда, что удалось, и ему предстоит выполнить гуманистическую миссию на своей планете, потому что он уже увидел кусочек безопасного и справедливого мира на Земле. На мой взгляд, это сильная и очень актуальная вещь, где противопоставляются два типа общества, два политических режима: общество, построенное на доверии, ненасилии, рациональном знании, "свободе, равенстве и братстве" – и авторитарное, имперского типа общество, где средством разрешения конфликта (непонятно из-за чего конкретно, да и неважно) является война, где война, жизнь во враждебном окружении, на линии фронта является смыслом существования авторитарной власти и приближенной к ней элитарной военной верхушки.
Добавить комментарий