Толстой, Л. Н. Крейцерова соната / Л. Н. Толстой. – Москва : Комсомольская правда : Директ-Медиа, 2015. – 301 с.
Книга убеждает, что другой классик был прав и что Лев Толстой - действительно "матерый человечище".
В книге собраны три поздних рассказа Толстого, которые так или иначе связаны одной темой - темой телесно-чувственной природы человека, которая, по идее автора, противоречит его духовной природе, конкурирует с ней, и причем иногда весьма жестоко.
"Крейцерова соната" - это рассказа о браке как неволе (по определению Виктора Шкловского). Позднышев, повествователь, оказывается в неволе своей искаженной чувственности, которая затем трансформируется в параноидальную ревность. Все заканчивается трагедией. Интересно отношение рассказчика к музыке Бетховена как к чувственной, греховной, дьявольской. С его точки зрения, именно совместное музицирование запустило механизм измены (которой, скорее всего, и не было физически). Кстати, есть удачная отечественная экранизация этой повести (1987) с Олегом Янковским в главной роли.
"Дьявол" - рассказ о том, как телесная, неконтролируемая, выходящая из берегов страсть-похоть к простой крестьянке отравляет и разрушает благополучную жизнь дворянина Евгения Иртенева, женатого на прекрасной, преданной ему женщине. Любопытно, что в этом рассказе Толстой дает два варианта окончания, оба в равной степени возможные, вероятно, или затруднившись однозначно закончить повествование, или предлагая читателю выбрать наиболее логичный.
"Отец Сергий" - история борьбы монаха-отшельника Степана Касатского со своей плотской сутью. Разочарованный в своей возлюбленной, которая была любовницей императора Николая, он удаляется от мира, ища нового смысла жизни в молитве и послушании и преодолевая искушения плоти. Он становится почти святым, ему удается исцелять болящих, но разочарование в суетной природе человека и служителей церкви заставляет его выйти из отшельничества.
Все три повести глубоко психологичны и пронизаны поздним критическим отношением Толстого к браку и отношениям полов. Но для меня первичны здесь все же не нравственно-философские рассуждения автора, а его талант рассказчика. Помимо прочих достоинств, это очень интересные истории.
Сергей ГОГИН
Добавить комментарий