Социологи утверждают, что россияне в целом стали читать больше. Однако взрослые граждане уверены, что дети XXI в. не читают книг вовсе и совсем забыли дорогу в библиотеку. Ко всему прочему, в эпоху Интернета, где можно найти любую информацию, существование библиотек многими ставится под сомнение: нужны ли они и в каком виде? В чём их польза? Нужны ли сегодня книги людям? Своим взглядом на эти и другие вопросы поделилась директор Централизованной библиотечной системы г. Ульяновска Ольга Михайловна СЛЕПОВА.
Ольга Михайловна, вопрос, который не даёт покоя никому, – скажите, на ваш взгляд, нужны ли книги сегодня?
Ответ даёт сама жизнь и её события. Посмотрите, что мы читаем в информационных таблоидах: убийства, катастрофы, хищения и т.д. Эти новости моментально уходят в тираж, и на них зарабатывают массмедиа. Это всё тревожные последствия времени, в котором пренебрегали чтением. 1990-е гг. дались нашей стране слишком тяжело и сегодня обернулись горькими уроками. Об этом нам пророчески сказали Стругацкие в научно-фантастической повести "Трудно быть богом" и снял гениальный одноимённый фильм Алексей Герман-старший. Фильм начинается с того, что в Арканаре уничтожают в первую очередь книжников. Алексей Юрьевич был художественно точен. На экране их топят, простите за подробности, в дерьме. Какой ещё более ужасающий символ нечтения может быть? Жизненно важно уметь читать, жизненно важно думать, важно быть способным на человеческие, гражданские поступки. А ещё важно, уж извините за столь частое употребление этого слова, уметь читать всё: даже написанный мелкими строчками кредитный договор, и думать, прежде чем принимать решение. Нужно уметь читать между строк в бесконечном информационном шуме СМИ и думать. Нужно читать умные книги с детства. Читать и думать. И... научиться делать выводы, умозаключения...
Любой здравомыслящий человек вам скажет: "Да. Книги нужны!" Отрицать книгу и чтение, значит отрицать человеку самого себя. Речь – это один из немногих признаков, отличающих нас от животных. Чтение – неотъемлемая часть освоения речи, и отказ от чтения – прямая потеря человеческого облика.
Но где место библиотеки в жизни современного человека? Неужели в век бурного развития ИКТ такового не осталось?
Разговоры о смерти преждевременны. Я не первый раз повторяю, что нас не будет, а книга и библиотека останутся. Книга и, как следствие, библиотека – это социальное явление, которое живёт и трансформируется уже не одно тысячелетие. Книгу создал человек, в ходе развития цивилизации изменял её, но и книга влияла на человека. Если бы Гутенберг не придумал станок, Мартин Лютер не напечатал бы свои листовки, ... и ход истории был бы, возможно, другим.
Отрицать книгу и чтение значит отрицать человеку самого себя.
В наше время произошло ровно то же, просто на другом витке цивилизационного развития. Мы видим, как появление Интернета (а это тот же текст, информация, просто в другом способе трансляции) сегодня влияет, изменяет, трансформирует сложные системы общественных взаимоотношений, производственных отношений. Медленнее, но изменяются такие академические системы, как образование и культура. Но они изменятся под влиянием технологий. Мы не можем отрицать цивилизационное развитие.
А книга, и библиотека, и потребность в чтении сохраняются. И будут сохраняться, пока живёт человек. Вопрос в другом – в каком виде? Да, мы наблюдаем сейчас отсутствие посетителей в читальных залах, особенно в сравнении с советским периодом, ликвидацию домашних библиотек и т.д. Это очередной этап цивилизационного развития. И на этом этапе изменились все характеристики чтения. Оно стало доступным, оперативным, больше деловым, визуализированным и т.д. Человеку в повседневности сегодня нелегко. Он один на один с вызовами времени. Ведь технологическое развитие повлияло на все параметры его жизни. А в сутках по-прежнему только 24 часа. И в этом бешеном ритме значение книги как элемента духовной жизни человека сегодня притупилось. И это тоже тревожная примета времени.
Но, Ольга Михайловна, многие библиотекари констатируют, что внедрение таких современных сервисов, как предоставление доступа к электронной книге, значительно оживляют интерес людей и к библиотеке! Вы ведь сами сказали, что изменились технологии доступа к книге.
Сегодня это факт, что новый формат предоставления читателям литературы, доступ к новым книгам в удалённом режиме востребован и особенно популярен у молодёжи. В 2015 г. наша ЦБС подключилась к "ЛитРес" в тестовом режиме, опробовали данный ресурс, и уже в первый месяц библиотека этого агрегатора стала пользоваться популярностью. В текущем году мы заключили договор с компанией "ЛитРес" на предоставление платного контента, и теперь у жителей г. Ульяновска появилась возможность знакомиться с новинками книжного рынка "не выходя из дома". Для людей старшего возраста, не владеющих компьютерными технологиями, мы предлагаем доступ к порталу "Госуслуг", например, услуги на получение дотаций и социальной помощи, запись на приём к врачу и многие другие, самое главное без административных барьеров и качественно. Кроме того, с 2016 г. одним из условий оказания муниципальной услуги в объёмах муниципального задания является обслуживание удалённо через сеть Интернет. Поэтому мы будем и дальше развивать это направление в Ульяновске, хотя оно требует серьёзного финансирования.
Один из трендов сегодняшней библиотечной России – это стратегическая задача развития Национальной электронной библиотеки. Какие перспективы Вы видите в сотрудничестве с НЭБ? И как поможет развитие НЭБ воспитанию читателя?
Мы заключили договор о предоставлении доступа к НЭБ с Российской государственной библиотекой (официальным оператором), сейчас решаются технические вопросы. Сегодня информация меняет свою структуру, и очень важно, что происходит децентрализация объектов культурного и литературного наследия. Проект НЭБ позволяет преодолевать географические барьеры – человек в любой точке мира может воспользоваться этим ресурсом, для наших читателей открывается прекрасная возможность получить бесплатный доступ к оцифрованным документам, которых нет на нашей территории. Для региональных библиотек это – уникальная возможность сделать заметными на федеральном и мировом уровнях свои уникальные краеведческие оцифрованные ресурсы, предоставляя их в НЭБ. Но в практике работы прежде всего мы ждём от НЭБ обеспечения открытого и удобного доступа к имеющимся материалам. На сегодняшний день поиск и использование контента НЭБ очень затруднительны. Непонятна также система подсчёта статистики. Также хотелось бы тесного сотрудничества НЭБ с популярными "поисковиками" ("Яндекс", Google и др.) для обеспечения видимости в них материалов НЭБ.
А материально-техническая база библиотек ЦБС реально, а не на словах позволяет развивать современные сервисы доступа к информации?
Стремительное развитие современных технологий и появление новых, более совершенных версий приводит к моральному износу компьютерного парка, и, конечно, мы в этом плане не являемся исключением. Нам, как и многим публичным библиотекам России, необходимы обновление и замена компьютерного парка и программного обеспечения. Сегодня мы формируем электронный каталог – наш главный информационный продукт, включающий четыре базы данных. Среди них – уникальная БД "Краеведение" с возможностью использовать полные тексты статей в формате pdf из периодических краеведческих изданий. К 70-летию Победы был создан виртуальный путеводитель "Улицы наших героев". Этот ресурс содержит информацию об истории улиц г. Ульяновска, названных именами героев и участников Великой Отечественной войны. В январе мы презентовали сайт Центра краеведческой информации им. Б.В. Аржанцева, известного краеведа, на базе нашей детской библиотеки № 25. Об этом писал журнал "Современная библиотека" в № 3 за этот год. Для школьников в онлайновом режиме предоставляем разнообразную краеведческую информацию: онлайновые игры "Пешком в историю", "Свяжите эпохи", "Известные земляки". На ресурсе также можно поучаствовать в краеведческой интеллектуальной викторине "Наш край", при прохождении которой любой ученик, ответивший правильно на вопросы, получает по электронной почте "Диплом победителя викторины". Для детей младшего школьного возраста разместили краеведческие книжки-раскраски. Их можно распечатать в домашних условиях, раскрасить и узнать много полезной информации. К концу года планируем сформировать полнотекстовую базу данных о местночтимых святых. Финансирование на создание нового контента мы получили, участвуя в Международном открытом грантовом конкурсе "Православная инициатива".
Ольга Михайловна, кто, на Ваш взгляд, должен обеспечить право человека на духовную жизнь?
Я полагаю, что это прежде всего забота государства. Через образование, культуру должна идти трансляция вечных духовных ценностей. Удивитесь, наверное, тому, что я вам скажу, но механизмы уже были созданы нашим великим земляком. На самом деле государственный подход к организации библиотечного дела в России применил Владимир Ильич Ленин. Для него было важно научить крестьян читать газету. А Надежда Крупская успешно реализовала этот проект. Сегодня бы её назвали хорошим антикризисным менеджером. И многие принципы, которые были заложены, оказались верными.
Какие принципы?
Бесплатности, демократичности, пошаговой доступности, отсутствия ограничения в возрасте, поле, вероисповедании, национальности. Политически, исторически грамотные базовые принципы. Они и сегодня работают. Библиотека сегодня – единственный демократический институт, дающий равные возможности всем слоям общества.
Но в таком случае, почему сегодня библиотеки проигрывают в рейтингах популярных мест досуга?
Потому что в определённый момент библиотеки (не все, конечно, есть удивительные примеры, как Ульяновская городская библиотека № 8) потеряли связь с реальным запросом. Смотрите. В советской идеологической конструкции роль библиотек была чётко оговорена, государство точно сформулировало, какого гражданина оно растит. Эту идею философски выразил Сергей Михалков в лозунге "Сегодня дети – завтра советский народ". На этом фоне в том числе формировалось и профессиональное сознание библиотекарей. Но рухнул СССР. Затем в профессиональной риторике 1980 – 2000-х гг. долгое время в общественной идеологии жила мысль, высказанная Дмитрием Лихачёвым: "Библиотекари – последние святые на Руси". То есть произошёл конфликт: профессиональное сознание столкнулось с новыми экономическими условиями, где всем управляет рынок, и библиотекари растерялись. Советская методология и методики уже не работали, а новые, на основе изучения спроса потребителей, сегментирования рынка, не появились. В государстве с новыми экономическими законами действовали устаревшие отраслевые подходы, причём как юридические, так и методические. И каждая библиотека искала стратегические пути развития, но они невозможны без целостного, системного, подчеркиваю – научного, изучения рынка российского потребителя культурных услуг и его сегментирования.
На западе такие исследования есть, будем надеяться, что и в России появятся.
Если на Запале они есть, то, может, стоит больше сотрудничать с зарубежными библиотеками? Или нам нашего правового поля достаточно для развития?
Тут на самом деле два вопроса. По поводу нашего правого поля мы знаем, что библиотеки защищены Конституцией Российской Федерации, гарантирующей гражданам свободный доступ к информации, "Законом о библиотечном деле" в РФ, подписанным Борисом Ельциным в 1994 г. Наконец-то утверждены "Основы государственной культурной политики РФ", где отведено место библиотекам и чтению. Пусть не слишком большое место, но оно всё-таки есть. Мы уже два десятилетия ждём Закон о культуре РФ, который регламентировал бы деятельность учреждений культуры, в том числе библиотек, и учитывал бы реалии современности. Радует, что государство это понимает, придаёт этому общественное значение: три гуманитарных года подряд – Год культуры, Год литературы и Год кино. Но наряду с этим актуальное нормотворчество – тоже очень важно и необходимо. Жизнь требует изменений, а многие инструктивные документы, регламентирующие деятельность библиотек, морально устарели. Межотраслевые нормы труда, квалификационный перечень профессии давно отстают от реальной потребности библиотеки.
Библиотека – одна из древнейших институций. Ещё со времён библиотеки Ашшурбанапала нам досталось стремление к упорядочиванию, собиранию, консерватизму, сохранности, архаичности в работе. Но вместе с тем библиотека – живой, подвижный институт, потому что он связан с потребностями человека и видоизменяется вслед за ними. С появлением Интернета читальные залы библиотек начали пустеть, но они трансформировались в киноклубы, концертные площадки, театральные подмостки, антикафе, лектории и т.д. И очень важно, чтобы за всей этой скоростью успевало и законодательство. Сегодня библиотеке нужны дизайнеры, фрилансеры, веб-администраторы, социальные педагоги, психологи.
А что касается сотрудничества с зарубежными коллегами, то, конечно, оно необходимо. Все мы понимаем, что отгораживаться от мира нельзя! Изучив опыт сотрудничества приграничных библиотек России с библиотеками Казахстана и Беларуси, мы решили строить партнёрские связи, используя ИКТ.
В 2015 г. наша ЦБС вышла с инициативой к коллегам из Беларуси о проведении совместного вебинара, посвященного именным библиотекам – "Библиотека носит имя". В Ульяновске десять библиотек носят имена выдающихся деятелей Отечества и Ульяновского-Симбирского края. В библиотеках Республики Беларусь также активно применяют данную практику для популяризации творчества писателей. Нам было интересно обсудить с библиотечным сообществом Республики Беларусь мемориальную и просветительскую функции именных библиотек, установить партнёрские отношения. Например, как это произошло с Борисовской центральной районной библиотекой им. И.Х. Колодеева (Республика Беларусь) после вебинара. В ней к 90-летию Борисовского района открылся музейно-выставочный комплекс "Партнёры. Друзья. Побратимы". На постоянно действующей экспозиции Ульяновская область представлена в виде рекламных роликов об Ульяновске, выставки краеведческой литературы и сувенирной продукции. В 2016 г. мы решили провести Международный литературный вебинар "Литературное наследие народов в контексте единого культурного пространства России, Казахстана и Беларуси". Основными темами стали вопросы реализации национальных программ поддержки чтения и популяризации лучших произведений национальной и мировой литературы, преемственности и развития творческой среды, переводной литературы в системе современного книгоиздания Содружества Независимых Государств. По результатам заключили соглашение о сотрудничестве, в рамках которого планируем организовать обмен буктрейлерами, современной литературой, электронными ресурсами, художественными выставками, а также проводить тематические, универсальные культурно-просветительские и научно-просветительские мероприятия в онлайн-среде.
Профессиональный интерес представляет и взаимодействие библиотек, носящих имя СВ. Михалкова. Этот проект Российского фонда культуры по литературному направлению "Сегодня дети – завтра народ" курирует Юлия Субботина-Михалкова. Под её патронатом действуют десять библиотек в России с очень широкой географией, а также в Словакии, Польше и Ирландии. Важным и значимым является то, что библиотечные специалисты взаимодействуют неформально, так сказать по горизонтали, на основе обших ценностей и целей, а наши читатели растут и развиваются в едином литературном и культурном пространстве. Данное взаимодействие позволяет реализовать крупные сетевые проекты. Например, Международный галаконцерт чтецов произведений СВ. Михалкова в 2013 г. в Ульяновске собрал детей из разных городов и стран. В апреле этого года в Магнитогорске блестяще прошёл Международный конкурс буктрейлеров по произведениям лауреатов конкурса на лучшее художественное произведения для детей и подростков им. С. Михалкова. Мы активно общаемся, у нас много планов. На мой взгляд, Содружество библиотек Михалкова – это качественно новый и перспективный подход с деятельности детских библиотек.
Ольга Михайловна, как Вы представляете библиотеку через 10 – 20 лет?
Важно понимать, что библиотека не только древняя, но и одна из сложных систем общества. Она полифункциональна. Если говорить о её информационной функции, то пространство библиотеки уже сужается до стула, стола компьютера с Интернетом и библиотекаря, который становится информационным тьютером. Печатная книга со временем уйдёт в область элитарного искусства, артефакта. Цена на неё будет расти, тиражи снижаться. Владельцы книжных коллекций в этом смысле только выиграют. Книга будет и в прямом, и в переносном смыслах, ценным подарком. А оперативная информация будет в электронном формате. Это факт. Но существуют и просветительская, и образовательная, и воспитательная, и социальная, и психотерапевтическая, и культурно-досуговая, и гедонистическая функции, и всё это – библиотека. Поэтому наша профессия чем-то сродни военной профессии пограничника. И роль библиотек особенно заметна в периоды социального напряжения. Когда в обществе всё хорошо и стабильно, библиотека как бы и не нужна. Но это ошибочно. Я, библиотекарь, видела в 1990-е гг., когда растерянные и потерянные люди вечером шли в библиотеку. Тогда же в библиотеках стали появляться кружки различных психологических практик, встречи с политологами, экономистами, священниками и т.д. Так и выжили. Ничего не изменилось. Человек ищет человека. И эту миссию библиотека несёт всегда. Я это наблюдаю и сейчас, когда, например, семьи мигрантов приходят сами в библиотеку и доверяют библиотеке своих детей. И таких примеров много.
Но по прогнозам горячих голов экономистов через несколько лет такой профессии, как библиотекарь, не будет.
Может быть, в её академическом понимании и не будет. Но появится другая профессия, с другими компетенциями и названием, но всё о том же. Пока живёт человек, ему нужны различные знания, а значит и библиотеки, которые открыты для всех и каждого.
Интервью провела Ольга Шипова
Добавить комментарий