ОБычная версия Цветовая схема Размер шрифта
-A +A
ЦБС Ульяновска ВКонтакте ЦБС Ульяновска в Твиттере ЦБС Ульяновска в Инстаграм
Обратная связь
Поиск по сайту
Вход

Вы здесь

пн вт ср чт пт сб вс
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
 
 
 
Водолазкин Е. Г. Лавр обложка

Водолазкин Е. Г. Лавр : [неисторический] роман / Евгений Водолазкин. – Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2014. - 440, [2] с.
После публикации этой книги филолог, специалист по литературе древней Руси Водолазкин, проснулся знаменитым. Премия "Большая книга", премия "Ясная Поляна" - за один год. Газета "Гардиан" внесла "Лавр" в список 10 лучших книг о Боге. Богословы посвящают этой книге свои выступления и статьи. Вот, например, блестящее выступление бывшего архиепископа Кентерберийского Роуана Уильямса, посвященное этому роману: https://www.youtube.com/watch?v=6MCB9JuLFzo
При этом мнение людей, которых я знаю, о "Лавре" разделилось: одни считают "Лавр" очень важной и хорошей книгой, другие не видят в ней особых достоинств, даже называют "жвачкой для мозгов".
Не могу сказать, что этот постмодернистский роман меня перевернул. Но он интересен тем, что написан в жанре жития, в данном случае вымышленного святого. Это такое светское постмодернистское житие, которое читается легко, если не считать вкраплений на старославянском. Легкость обеспечивается тем, что этот роман, по сути, - большой рассказ, сюжетное повествование сценарного толка (его было бы легко экранизировать): действие, действие и еще раз действие. Разворачивание цепочки событий, из которых состояла жизнь Арсения-Устина-Амвросия-Лавра. Смена имени символизирует наступление очередного важного этапа в жизни святого. Такова же и структура книги, которая состоит из четырех глав: книга познания, книга отречения, книга пути, книга покоя.
Это история про человека, который проживает свою жизнь за двоих, даже за троих, - за себя и за любимую женщину и ее ребенка. На этом пути он растет, формируется, переосмысливает и переизобретает себя как личность, как "самость". Он ищет себя в целительстве, в юродстве, в путешествии, в отшельничестве. Это человек с богатым духовным внутренним миром, который пытается выносить его в себе и одновременно предъявить миру, и в этом тяжелый противоречивый путь Арсения - внутрь и наружу, от людей и к людям. А заканчивается роман почти по-булгаковски: путь к покою и тишине оказывается для Лавра самым верным и желанным. Ну и, разумеется, вся его жизнь была проникнута неподдельной верой в Бога и в мудрость его промысла и его мироустройства. Арсений, он же Лавр к концу жизни, прожил очень трудную жизнь: он постоянно был в трудах физических и духовных. Его подвижническая жизнь стала путем освобождения от добровольно взятой на себя вины за смерть любимой женщины по причине его же собственного невежества и малодушия. Наверное, все святые отличаются тем, что считают себя греховнее остальных людей, и в этом смысле проходят очистительный путь страданий, беря в пример крестный путь Христа.
В общем, несколько неожиданный роман, но заставляет задуматься и тем самым решает главную задачу любой хорошей книги.

Сергей ГОГИН

up
Проголосовали 143 пользователя.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки