Ульяновск – родина Ленина. Город наш богат на памятные и мемориальные места, связанные с вождём Октябрьской революции. Много в нём и памятников В.И. Ульянову-Ленину. Есть в Ульяновске оригинальные и обладающие признанной культурной и художественной ценностью монументы. Есть и стандартные гипсовые"Ильичи", выкрашенные серебрянкой, без которых в советское время не обходились ни один населённый пункт, никакой парк и площадь Советского Союза. Но здесь мы поговорим именно о памятниках, о тех изображениях В.И. Ульянова-Ленина, чьи художественные и исторические достоинства официально признаны и закреплены соответствующими решениями властных органов.
Говорят, чтобы ваять или писать образ В.И. Ленина в скульптуре и на картинах, требовался официально утверждённый допуск, бумага за подписью и печатями. Образ В.И. Ленина в советском искусстве был каноничен, и, в первую очередь, это Ленин-вождь – крутой высокий лоб, острый взгляд, щётка усов и бородка клином. Именно таким запечатлён он на мемориальной доске, украшающей Дом-музейВ.И. Ленина на одноимённой улице: "Здесь жил Владимир Ильич Ульянов-Ленин: 1878– 1887".
Бронзовый горельеф В.И. Ленина на мраморной мемориальной доске – старейшее из сохранившихся монументальное изображение вождя, украсившее улицы его родного города, ещё в давнем 1926году. Оно тем более ценно, что скульптурный портрет В.И. Ульянова-Ленина ваял Аркадий Александрович Пластов (1893– 1972), наш великий земляк, будущий народный художник СССР, один из столпов жанра социалистического реализма в изобразительном искусстве.
Родной Симбирск не видел живьём зрелого вождя революции. Владимир Ульянов покинул город в 17 лет, и больше не возвращался сюда, но молодое советское искусство успело закрепить единственный канонический образ, и этот образ появился там, где по смыслу необходим бы был Ульянов юный, мальчик, отрок, гимназист.
Но пройдёт ещё не одно десятилетие, прежде чем такой В.И. Ульянов-Ленин утвердится в советском искусстве. Пока молодая советская власть открыто отрицала "буржуазные" ценности, и "гимназическую зубрёжку", в том числе.
22 апреля 1940 года, в день 70-летнегоюбилея, в Ульяновске был торжественно открыт памятник В.И. Ленину. Этот памятник был и остаётся одним из лучших монументальных Лениных за всю советскую историю. Автором скульптурного монумента стал один из лучших советских скульпторов, Матвей Генрихович Манизер (1891 – 1966).
Вскоре после смерти В.И. Ленина, в 1924 году М.Г. Манизер принял участие в конкурсе на установку памятника В.И. Ленину против Финляндского вокзала в Ленинграде, "Ленин на броневике". Скульптор предложил невероятно экспрессивного Ильича, напружинившегося навстречу потоку, в пальто, развевающемся как накидка рыцаря. Идею эту подсказала и одобрила Анна Ильинична Ульянова-Елизарова (1864– 1935). И, хотя, манизеровский проект "Ленина на броневике" не прошёл, тема "Ленин и ветер" не оставляла скульптора. Ветер развевает полы ленинского пальто на ульяновском памятнике, пусть уже и не так картинно, как в проекте 1924 года.
Для "родины Ленина" Матвей Генрихович предложил на рассмотрение Комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР очень "домашнего","уютного" Ленина, невысокого, коренастого, со скуластым волжским лицом. Члены важного комитета обрушились с замечаниями: "Сделать изменение головы фигуры для поисков более правдивого облика В.И.Ленина. Произвести изменения в пропорциях фигуры с целью ее удлинения и убавить излишнюю полноту. Сделать силуэт фигуры более содержательным, рассчитывая на то, чтобы памятник В.И. Ленина четко воспринимался как со стороны города Ульяновска, так и по ту сторону Волги".
В начале апреля 1940 года мастера Ленинградского завода монументальной скульптуры отлили 6-метровую бронзовую фигуру вождя. Газета того времени подчёркивала с гордостью: "На сегодня фигура В.И. Ленина, предназначенная для установки в гор. Ульяновске, по величине выпущенных памятников является самой большой в СССР". 15 апреля скульптуру доставили в Ульяновск и установили на постаменте. Общая высота монумента составила около 14, 5 метров.
Монумент органично вписался в городской ландшафт, он стал и остаётся одним из главных монументальных символов Ульяновска. М.Г. Манизеру в 1941 году была присуждена Сталинская премия. Авторский вариант-повторение ульяновской скульптуры был удостоен Гран-при Брюссельской выставки 1958 года и золотой медали Академии художеств СССР.
Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война актуализировала прошлое – в том числе, и сравнительно недавнее, казавшееся навсегда и с негодованием отвергнутым: погоны в армии, раздельное образование для мальчиков и девочек, наконец, школьная форма, образцами для которой стали гимназические платья и мундиры, вроде тех, что носил симбирский гимназист Владимир Ульянов, его братья и сёстры.
В советской изобразительной лениниане утверждается ещё один канонический образ В.И. Ульянова-Ленина "Ульянов-гимназист". В 1950 году Сталинской премии за мраморную скульптурную композицию"В.И. Ленин - гимназист" был удостоен ровесник Октября, родившийся в 1917 году советский скульптор Владимир Ефимович Цигаль (1917 – 2013). Поразительно – но это наш современник, человек, проживший на свете почти 100 лет! Авторская копия премированного "Гимназиста", выполненная из светло-розового гранита, украсила в 1954 году, в год 30-летия со дня смерти В.И. Ульянова-Ленина, Привокзальную площадь города Ульяновска.
Привокзальная площадь – "ворота"любого города. Её часто украшают памятники и монументы в честь людей и событий, прославивших конкретную местность. Юный Ульянов, встречающий приехавших в Ульяновск, смотрелся органично и символично.
Постамент монумента украшен цифрой1887 – год, когда Владимир Ульянов-Ленин окончил Симбирскую классическую гимназию и навсегда покинул родной город. Уезжал он пароходом, железная дорога пришла в Симбирск только в 1898 году, но столичный скульптор мог и не знать таких"мелочей". Фигура В.И. Ульянова мощно прорывает структуру дикого камня. С памятника величаво взирает на мир не вчерашний гимназист, но будущий Вождь, и его гимназический мундир выглядит, словно китель товарища Сталина.
Юноша решительно сжимает в руках книгу, источник знаний и первых явных достижений, возносящих Владимира Ульянова-золотого медалиста над общей массой окружающих. В религиозном искусстве, в иконописи, книга выступает атрибутом Самого Иисуса Христа, и служит символом сотворённого мира, а, значит, книга в руках В.И. Ульянова-Ленина – это мир, подчинившийся коммунистической идеологии и управляемый ею: Ленин умер, но дело его живёт…
Отмеченное в 1970 году 100-летие со дня рождение В.И. Ульянова-Ленина стало важнейшей вехой в истории Симбирска-Ульяновска. Масштабная реконструкция радикально преобразила облик города в соответствии с требованиями своего времени, превратила его в "визитную карточку" СССР, которую с гордостью демонстрировали иностранцам, как пример явных достижений социализма. Архитектурная и монументальная пропаганда многократно воспроизводила известный каждому советскому человеку канонический образ вождя Октябрьской революции. Горельефы, росписи и мозаики, украшали интерьеры и внешние стены возводимых к юбилею общественных сооружений, главным из которых стал Ленинский Мемориал.
Белый камень его внешней облицовки должен был стать фоном для колоссального скульптурного фриза, в символической форме повествующего о рождении и жизни симбирского мальчика Володи Ульянова, ставшего революционером В.И.Лениным, о тяжком прошлом дореволюционной России и ослепительном завтра Страны Советов. Но...
Но строительство Мемориала давно превысило все возможные сметы. На создание скульптурного фриза попросту не осталось средств. Оттого в последний момент, за считанные месяцы до открытия, было решено украсить Мемориал не фризом, а единственным бюстом вождя мирового пролетариата. Конечно, изображение должно было быть под стать казавшемуся колоссальным зданию.
29 ноября 1969 года был заключён договор с прославленным советским скульптором-монументалистом Николаем Васильевичем Томским (1900 – 1984). Лауреат шести Государственных премий, Н.В. Томский в 1968 году был избран Президентом Академии Художеств СССР. Договор был заключён, но не маэстро ваял скульптурный горельеф. Реальным автором его стал официальный главный скульптор Ленинского Мемориала, ещё один ровесник Октября, ученик М.Г. Манизера Павел Иванович Бондаренко (1917 – 1992). В 1950 году, одновременно с В.Е. Цигалем, он был удостоен Сталинской премии за барельеф "В.И. Ленин и И.В. Сталин – основатели и руководители Советского государства".
Размер гонорара художников и скульпторов в Советском Союзе прямо зависел от степени их официального признания, выражаемого в званиях, титулах, мандатах и орденах. Нередко случалось, что мэтр оформлял заказ на себя, с целью материально поддержать ученика или коллегу. Как бы там ни было, но узнаваемо крутолобый, выразительный горельеф В.И. Ленина вознёсся над Площадью 100-летия В.И. Ленина.
Но куда более интересным кажется другое творение П.И. Бондаренко, в котором ему ассистировал скульптор Олег Константинович Комов (1932 – 1994), член правления Союза художников СССР. Это –скульптурная группа, памятник М.А. Ульяновой с В. Ульяновым, установленный близ Музея-квартиры В.И. Ленина, дома, в котором семья Ульяновых проживала в 1871 –1875 годах.
Именно в этот период была сделана, самая ранняя фотография будущего Вождя революции, запечатлевшая 4-хлетнегоВолодю рядом с его любимой 3-хлетней, рано ушедшей из жизни сестрой Ольгой(1871 – 1891). Она стала основой для третьего канонического изображения ленинианы, "Ульянов-ребёнок". К этому канону принадлежит рассматриваемый памятник. Тема детства решалась отнюдь не камерно – ведь это детство великого человека, гиганта мысли, отца русской революции. Это подчёркивают и размеры монумента. Сидящая М.А. Ульянова имеет высоту 3 м 9 см, а общая высота памятника с постаментом составляет 4 м 49 см.
Скульпторы практически буквально следовали иконописному канону, изображениям Богоматери и Младенца Христа. На иконах у Младенца писалось тело взрослого человека, как признак Его Божественного совершенства. Володя Ульянов тоже выглядит маленьким мужчиной – развитая грудь, расправленные плечи, правая нога готовится шагнуть, уводя мальчика из-под материнской руки, окутанной шалью, заботливо положенной ему на левое плечо.
Особым достоинством О.К. Комова было умение "вписывать" монументальные творения в "контекст исторической архитектурной среды". Это качество вполне проявилось в ульяновском монументе. Памятник не заслоняет, не портит вида, не отвлекает внимания от старинного дома, где жили Ульяновы. И этому стоит учиться современным скульпторам, когда монументальное искусство у нас переживает невиданный доселе "бум".
Во дворе нового корпуса Ульяновской школы № 1 имени В.И. Ленина в 1971 году был установлен бюст В. Ульянова-гимназиста работы скульпторов, супругов Ангелины Николаевны Филипповой (1923 – 1986) и Иулиана Митрофановича Рукавишникова(1922 – 2000), воспитанников Н.В. Томского. Кстати говоря, И.М. Рукавишников – автор бюста на могиле Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева у Кремлёвской стены. А в юности он успел поучиться в лётной школе вместе с сыном И.В. Сталина Василием.
Вновь гимназиста Ульянова для Ульяновска ваяли из светло-розового гранита – и вновь руки скульптурного Ильича сжимали книгу. Но теперь они сложены на уровне груди, и книга попадает, как раз, на место сердца, в котором отзывается и живёт прочитанное. В лице юного Владимира меньше воли и решительности, но больше надежды, надежды на лучшее будущее, что так необходима была Советскому Союзу, которому история готовилась отсчитывать два последних десятилетия существования.
Ульяновская монументальная лениниана – замечательное наследие советской эпохи. К ней прилагали свои инструменты и руки выдающиеся и талантливые творцы, чьи творения по достоинству признаны символами эпохи – и стали монументальными символами нашего города.
Иван Сивопляс, краевед Фото автора
- Добавить комментарий
- 2543 просмотра
Комментарии
Памятники Ленину
Памятники Ленину изготавливают из камня, бронзы. Прокол жуликов. Получается, что «Дубинноголовый» слишком мягкая характеристика. Теперь понятно, что такое «великие»?
Добавить комментарий